ЧОУ ДПО "НЦДОП"
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕЛОВЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ"
ОТ МАССОВОГО К ПЕРСОНАЛЬНОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ!
Добавлено: 9 сентября 2018 13:09
286 просмотров |

Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования" не применяется при определении должностных обязанностей и аттестации


9 сентября вступает в силу разработанный при участии Общероссийского Профсоюза образования приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"". 

Этим документом признан утратившим силу одноимённый приказ, согласно которому профстандарт должен был применяться работодателями при аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и т.д. 
Одновременно вводятся приемлемые требования к квалификации педагогических работников системы дополнительного образования взамен установленных ранее завышенных и необоснованных требований. 
Разработке приказа предшествовало широкое общественно-профессиональное обсуждение на различных площадках при участии Профсоюза в 2016-2018 годах вопросов актуализации профстандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утверждённого приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 613н. В частности, активную солидарность с позицией Профсоюза выразили ректор Института развития образования Ярославской области, ставшего ответственной организацией-разработчиком нового профстандарта, Ангелина Золотарёва и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Сергей Косарецкий. В мае 2018 года оба они были награждены нагрудным знаком Профсоюза "За социальное партнёрство" на выездном заседании Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза, состоявшемся в Международном детском центре "Артек". 
С ходатайством об обеспечении признания утратившими силу положений профстандартов, противоречащих трудовому законодательству, и внесения в них изменений в части требований к образованию и обучению Профсоюз обратился в минувшем году к министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой (письмо ЦС Профсоюза от 10 марта 2017 года № 123 "О профессиональных стандартах в сфере образования"). 
Во-первых, если изначально профстандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления (подпункт "а" пункта 25 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23), то с 1 июля 2016 года указанное положение признано утратившим силу (подпункт "в" пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 406). 
Во-вторых, к образованию и обучению лиц, претендовавших на занятие должности педагога дополнительного образования, были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования - бакалавриата, а также обязательном прохождении при этом профессиональной переподготовки. Получалось, что, к примеру, лицо, имеющее высшее образование - специалитет, формально не соответствовало требованиям профстандарта. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования - бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), всё равно не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки. 
12 июля 2017 года Минобрнауки России рассмотрело замечания и предложения Профсоюза на заседании рабочей группы приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" и сформировало с его участием рабочую группу по внесению изменений в профстандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", деятельность которой долгое время не приводила к практическому результату из-за процедурных и иных разногласий между федеральными органами исполнительной власти. 
Внимание широкой общественности к абсурдным квалификационным требованиям, установленным действующей редакцией профстандарта, было также привлечено Профсоюзом на дискуссионной площадке "Новые профессионалы в дополнительном образовании: мотивация, компетенции, профессиональное развитие", организованной 19 апреля 2018 года в рамках Московского международного салона образования. 
В итоге 5 мая 2018 года Минтрудом России издан приказ № 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"", а 28 августа он зарегистрирован Минюстом России (регистрационный № 52016). 
Таким образом, в новом приказе отсутствует положение о том, что "профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда". При этом необходимо иметь в виду, что профстандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности (письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 [по вопросам внедрения профстандартов]). 
В свою очередь к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, в новом приказе установлены следующие адекватные требования: 
*** либо высшее образование (ВО) или среднее профессиональное образование (СПО) в рамках укрупнённых групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО "Образование и педагогические науки" и повышение квалификации 1 раз в 3 года по направленности реализуемой образовательной программы или профилю организации дополнительного образования; 
*** либо ВО или СПО в рамках иного направления подготовки ВО и специальностей СПО при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам (профессиональной переподготовке), реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования (профессиональной переподгоовки) по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", с последующим повышением квалификации 1 раз в три года по направленности реализуемой образовательной программы или профилю организации дополнительного образования.

Напомним, что в отношении профессионального стандарта "Педагог, воспитатель" требования к квалификации сохраняются, т.е. даже при наличии педагогического образования требуется прохождение профессиональной переподготовки по профилю преподаваемого предмета или деятельности образовательной организации.

Поделиться:

" data-yashareImage="http://nzdop.siteedu.ru/media/sub/1138/uploads/vb05.jpeg">