ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (из доклада Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования)
3.2. Дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение
Дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение наряду с решением задачи по обеспечению предприятий и организаций кадрами в соответствии с требуемыми современными знаниями, умениями и компетенциями дает возможность гражданам учиться на протяжении всей жизни, повышать свою квалификацию, а при необходимости- получить новую специальность.
В 2017 году проведено федеральное статистическое наблюдение за 2016 год за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения.
По данным, предоставленным образовательными организациями, в 2016 году по дополнительным профессиональным программам обучались 5,2 млн. человек, из них 4,7 млн. человек (90%) по программам повышения квалификации и 0,5 млн. человек (10%) - по программам профессиональной переподготовки.
С 2014 года наблюдается положительная динамика в сфере дополнительного профессионального образования: в 2014 году по дополнительным профессиональным программам было обучено 3,8 млн.человек, в 2015 году - 4,3 млн. человек, в 2016 - 5,2 млн. человек. Так, в 2016 году число лиц, получивших дополнительное профессиональное образование, на 38,3% больше чем в 2014 году.
Во исполнение протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа разработаны дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) подготовки инструкторов-проводников по горнолыжному туризму на подготовленных склонах.
В 2017 году сформирован и размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://dpo-spo.mirea.ru банк дополнительных профессиональных программ для педагогических работников системы СПО и руководителей профессиональных образовательных организаций, который включает 53 дополнительные профессиональные программы по направлениям: образование и педагогические науки, машиностроение, техника и технология строительства, информатика и вычислительная техника. В банке дополнительных профессиональных программ размещаются дополнительные профессиональные программы, разработанные за счет средств федерального бюджета организациями, подведомственными Минобрнауки России, и автономной некоммерческой организацией "Национальное агентство развития квалификаций".
В целях совершенствования системы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий проведен ряд мероприятий:
- внесены изменения в отдельные примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (приказ Минобрнауки России от 19 октября 2017 г. № 1016 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2017 г, регистрационный № 48847);
- разработаны и согласованы с МВД России, Минтрансом России, Минтрудом России методические рекомендации по организации профессионального обучения водителей транспортных средств отдельных категорий из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- разработаны методические рекомендации и мультимедийное сопровождение по организации профессионального обучения водителей из числа лиц с нарушением слуха;
- проведена Всероссийская конференции по теме "Совершенствование подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья" (14 ноября 2017 г.).
В 2017 году проведены два заседания рабочей группы Минобрнауки России по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов.
В целях организационно-методической поддержки вузов, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования при внедрении профессиональных стандартов в образовательную деятельность и сферу трудовых отношений создан реестр дополнительных профессиональных программ, в котором в том числе размещены программы:
по применению профессиональных стандартов при регулировании трудовых отношений в образовательных организациях; по применению профессиональных стандартов при разработке дополнительных профессиональных программ и оценочных средств; по совершенствованию систем управления образовательной организацией, а также методов и моделей независимой оценки качества образования на основе применения профессиональных стандартов. Обучение по указанным программам прошли 1022 представителя профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и вузов из 24 субъектов Российской Федерации.
В целях оказания консультационной поддержки представителям образовательных организаций, занимающимся разработкой локальной нормативной документации по применению профессиональных стандартов в сфере трудовых отношений, проведено 3 вебинара и организовано 4 консультационные интернет-встречи. Общее количество участников вебинаров и интернет-встреч составило более 500 человек.
В рамках Всероссийской научно-практической конференции "Качество профессионального образования - основа новой экономики" 11-13 октября 2017 г. рассмотрены вопросы применения профессиональных стандартов в образовательных организациях, особенности применения профессиональных стандартов при разработке федеральных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ, необходимости анализа профессиональных навыков для разработки образовательных программ в условиях изменяющихся требований рынка труда. По результатам Всероссийской научно-практической конференции отобраны лучшие практики по применению профессиональных стандартов в образовательной деятельности и сфере трудовых отношений.
В 2017 году профессиональную переподготовку по программе "Управление проектами развития профессиональных образовательных организаций" прошли 106 руководителей и управленческих команд из 25 субъектов Российской Федерации. Создана "Школа лидеров СПО; проектная мастерская". Подготовлено 37 командных проектов развития профессиональных образовательных организаций, 14 групповых проектов развития профессиональных образовательных организаций размещены в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://crowd.ginfo-edu.org/.
Проведены совещания во всех федеральных округах с участием представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и профессиональных образовательных организаций по вопросам реализации:
- приоритетного проекта "Рабочие кадры для передовых технологий";
- мероприятий по обеспечению доступности СПО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и формированию региональных систем инклюзивного профессионального образования;
- Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р.
Основные цели и задачи на предстоящий период, направленные на совершенствование и развитие среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения:
1. Реализация приоритетного проекта "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий").
2. Государственная поддержка модернизации и обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.
3. Формирование сети образовательных организаций, реализующих программы СПО, в которых создана материально-техническая и учебно-методическая база для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
4. Формирование сети базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
5. Актуализация ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов.
6. Разработка примерных основных образовательных программ с учетом потребностей работодателей и международных требований.
7. Внедрение нового формата государственной итоговой аттестации - демонстрационного экзамена, разработка макетов контрольных измерительных материалов.
8. Обеспечение профессионального развития управленческих и педагогических работников системы СПО.
9. Обеспечение условий для повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО, в том числе по списку ТОП-50, с учетом стандартов "Ворлдскиллс".
10. Организация и проведение национального чемпионата по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".
11. Осуществление мониторингов в сферах СПО и дополнительного профессионального образования.